НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЯ Одноименная сказка Г.Х.Андерсена - любимая у ненавистников т.н. современного искусства (на самом деле, оно не такое уж современное, начинается примерно с Малевича). Мол, вы восторгаетесь этими каляками-маляками и не желаете признавать, что король-то голый. Много лет думаю о парадоксе: почему я очень люблю и современное искусство, и сказку "Новое платье короля"? Вот что пришло мне в голову. Для нелюбителей contemporary art Малевич и есть голый король (понятная, но ошибочная метонимия). В сказке же Андерсена народ смеялся не над художником, а над глупым покупателем - королем, принявшим пустоту за элитный товар. Напротив, смекалка мошенников не могла не вызывать симпатии. Они не только обобрали тщеславного короля, но и убедили огромное количество людей увидеть невидимое, сделать (хотя бы на короткое время) фантазию сильнее материальной реальности. Не это ли есть идеальная задача искусства? Во времена Андерсена "искусство" прочно ассоциировалось с предметом - скульптурой, картиной, костюмом. Но во времена акционизма мошенники из сказки определенно были бы признаны гениями. Они - предшественники Дюшана и Абрамович, Малевича и Кабакова (знатного исследователя пустоты). Предмет осмеяния в сказке - не художник, а капиталист, который ради статуса выкладывает кучу денег за предмет, смысла которого не понимает. Но ведь русские авангардисты, как и советские концептуалисты, не собирались и не пытались торговать своим искусством! А вынужденные им торговать западные художники и страдали от высоких цен на собственные работы, и протестовали против этого (как умели) - вспомните хотя бы Ротко и Рихтера. Или, в соответствии с заветами жуликов Андерсена, глумились над богатыми заказчиками, охотно их разоряя - вспомните Дэмиена Херста. Однако стоит капиталисту (королю) осознать, что он делает, и смеяться будет не над чем. Представьте себе монарха, который осознанно выходит перед подчиненными обнаженным! Прекрасная акция, в ней и вызов, и смирение. Вдохновенное безумие, достойное Калигулы. Отвага, достойная леди Годивы. Кстати, земляк Андерсена Ларс фон Триер (его обожают называть голым королем) в первый съемочный день "Идиотов" вышел на съемочную площадку голым. Увидеть невидимое - это прекрасно. Показать невидимое - это прекрасно. Одно из моих любимых произведений современного искусства - инсталляция Марины Абрамович, представлявшая собой пустую комнату. Зрителям на входе завязывали глаза. Остальное зависело от их воображения. Моя любимая метафора современного искусства - не андерсеновская, а другая. Это тоже старая-старая сказка, точнее, легенда об осажденной крепости: взяв ее приступом, великодушные победители позволяют горожанам вынести то, что они смогут унести на своих плечах. Из современного искусства вы выносите только и именно то, что сможете унести. Не сможете вынести ничего - обращайте претензии к самим себе. Добавлю шепотом: то же самое касается не только современного, но любого искусства.